Показать сообщение отдельно
Старый 28.11.2012, 13:42   #472
 
Аватар для Nikonist
 
Das Auto - Skoda Yeti+"фен"+лобовуха с обогревом+чип
Доп. информация
По умолчанию

Любителям точных цифр посвящается…

Записал логи работы РТС при утреннем старте двигателя (холостой ход), по этим логам построил наглядные графики в Excel . Бралось 6 параметров – обороты двигателя и мощность РТС привязаны на графике к левой оси значений, сила тока на РТС, температура ОЖ, напряжение в сети и нагрузка генератора к правой.
Для пущей наглядности нанес на графики дополнительные вертикальные пронумерованные линии (так будет понятнее, что именно в данный момент происходит в машине, - что включено, что выключено и т.п.)
Исходные данные: Yeti 1.2TSI 2010 года выпуска, пробег приближается к 60 тыс, генератор стандартный – Bosch, 140А, аккумулятор - родной, Varta, 60 Ач, климатическая система - полуавтоматический кондей Climatic, в январе 2011 года был установлен «нештатный» РТС с собственным блоком управления (так называемый «умный»)…

День первый – машина простояла более 12 часов, наружная температура по БК - минус 2.5 °C, начальная температура ОЖ по VAG-COM минус 1.5°C.


- двигатель заведен на 6-й секунде записи LOG-файла, температура печки заранее была выставлена на «max», вентилятор на 2-й скорости, забор воздуха – снаружи…
- через 8 сек после запуска двигателя автоматически включился РТС – плавный рост мощности от 0 до 960 Вт в течении 4-х сек., после прогрева катализатора обороты холостого хода устаканиваются в районе 940 об/мин, нагрузка на генератор 55%
- отметка 1 (линия на графике) - на 116 секунде ЭБУ похоже решает, что такие холостые для такого слабого мороза это слишком жирно и скидывает их до 760 об/мин – нагрузка на генератор повышается до 80% (по опыту прошлых зим при бОльшем «минусе» обороты непрогретого мотора ниже 900-970 не опускаются)
- отметка 2 – всегда было интересно как будут работать 2 мощнейших электропотребителя включенные одновременно, поскольку второй по мощности после РТС потребитель это электрообогрев лобового стекла (должно потреблять около 40А), было включено именно оно.
Нагрузка на генератор ушла на 99.6%, напряжение в сети опускается ниже 12В, РТС снизил мощность… Поразмыслив около 12 сек, ЭБУ двигателя поднимает обороты ХХ до 980 об/мин, нагрузка на генератор уменьшается до 93%, напряжение растет, РТС вновь наращивает мощу, все работает стабильно.
- отметка 3 – поработав так 2 мин выключаю стекло, обороты ХХ остаются неизменными, мощность РТС практически не изменяется, нагрузка на генератор падает до 55%,
- отметка 4 - включаю ближний и оба подогрева сидений на «max»
- отметка 5 – выключаю вентилятор печки (РТС автоматом «выкл») – обратите внимание, что температура ОЖ после этого пошла вверх порезвее (т.к. двигатель еще не прогрет, а печка выключена - у 1.2TSI сработала его фишка – автоматически отключилась помпа и остановилась циркуляция ОЖ)

День второй – наружная температура по БК - минус 4 °C, начальная температура ОЖ по VAG-COM минус 2.5°C.

Сначала двигатель 4,5 мин просто молотит на холостых с выключенной печкой…
- отметка 1 – хотел продемонстрировать падение температуры ОЖ при включении печки (и соответственно помпы), но РТС, редиска такая, автоматом включился, хотя регулятор температуры стоял на 22 (при плюсовой температуре пока на «max» не поставишь – не включится)…
- отметка 2 - принудительно выключил его, переведя температуру на «min», стал потихоньку снова прибавлять температуру, но тэн включался сразу уже на первом щелчке от «min», в общем на генератор пошла нагрузка и падение температуры ОЖ увидеть не получилось.
- отметка 3 – включил ближний, противотуманки, обогрев заднего стекла и подогрев сидений – нагрузка на гену 99%, через 20 сек рост оборотов ХХ, нагрузка на генератор уменьшается до 83%
- отметка 4 – в дополнении к вышеуказанному включил до кучи лобовое и обогрев зеркал – нагрузка снова 99% (включено все!!!), немного поразмыслив РТС уменьшает свою мощность до 490 Ватт, нагрузка на генератор около 96%... Моргала ли при этом кнопка обогрева заднего стекла каюсь не обратил внимания, скорее всего да… (при нехватке напруги в борт. сети ЭБУ начинает отключать второстепенных потребителей, в частности обогрев заднего стекла)
- отметка 5 – выключил все кроме РТС (2-я скорость вентилятора печки), ближнего и противотуманок, нагрузка на гену падает до 60%, РТС набирает 870 Ватт и тут же начинает снижать свою мощность (почему – об этом в самом конце)
- отметка 6 – включил 3-ю скорость печки – РТС начал увеличивать мощность, стало интересно!
- отметка 7 – 4-я скорость печки – мощность РТС растет дальше и устанавливается на 900 W
- отметка 8 – от нечего делать немного нажал на газ и довел холостые до 1400 об/мин, мощность РТС остается та же, только с 80 до 63% снижается нагрузка на генератор
- отметка 9 – отпустил педальку…
- отметка 10 – вентилятор печки перевел с 4-й обратно на 2-ю скорость, кривая мощности РТС красноречиво пошла вниз
- отметка 11 – выключил все нафик

Некоторые выводы:
- как оказалось включение не слишком мощных потребителей практически не влияет на мощность выдаваемую РТС
- при превышении нагрузки «умный машин» не дает разрядится аккумулятору (который выступает своего рода буфером при просадке напряжения) – при падении напряжения менее 12 В и нагрузке на генератор более 99% повышаются обороты XX, если выше уже некуда, то РТС снижает мощность, а ЭБУ отключает второстепенных потребителей
- если ЭБУ хотя бы один раз повысило обороты ХХ при большой нагрузке, то в дальнейшем холостые уже не уменьшаются даже при полном снятии нагрузки
- по мере прогрева двигателя РТС постепенно снижает свою мощность – можно это конечно объяснить алгоритмами в мозгах тэна, но дело мне кажется в совсем другом…
В качестве нагревательного элемента используется РТС, т.е. материал с положительным температурным коэффициентом сопротивления (иными словами при повышении своей температуры он увеличивает свое сопротивление, тем самым снижая силу проходящего сквозь него тока) – своеобразная дополнительная защита от перегрева . Т.е. включим, к примеру, вентилятор на 1-ю скорость - РТС быстрее наберет температуру (за счет слабого обдува), воздух будет горячий, но РТС из-за "перегрева" начнет постепенно увеличивать свое сопротивление и терять мощность... На 2-й скорости этот момент наступит позже, на 3-й еще позже... Именно этим объясняется (ИМХО) постепенное падение кривой мощности на графиках - особенно наглядно на 2-м графике на отметке 10 (переключение с 4-й на 2-ю скорость печки), и наоборот, повышение мощности при включении 3-й и 4-й скорости вентилятора печки (отметки 6 и 7). На шкода-клубе советуют 2-ю скорость, но я думаю, что нельзя однозначно ответить какая скорость вентилятора будет лучше в плане прогрева салона. В случае 3-й скорости вместо 2-й воздуха (пусть и менее теплого) в салон поступит больше, мощность РТС также будет больше из-за более сильного обдува.
PS Кому интересно, посмотрел при какой реальной температуре ОЖ РТС (по крайней мере «умный») выключается и включается… В общем, выключается при превышении температуры ОЖ по VAG-COM более 75 ° (стрелка указателя на приборке при этом показывает 90 °C), по мере остывания двигателя РТС включается вновь при уменьшении температуры ОЖ ниже 70 °C (стрелка в этот момент кажет 80-82 °C).

День третий. График работы РТС в движении:

Температура по БК минус 2, начальная температура ОЖ - 0

Уже ученый - включил вместо 2-й 3-ю скорость вентилятора печки, забор воздуха снаружи... Теория снова получила подтверждение - на протяжении всех 4,5 мин холостого хода, пока я стряхивал снег с машины, тэн выдавал стабильные 900-950 Вт... Снижение мощности имеет место быть, но куда меньше чем на 2-й скорости в 1-м графике.
- отметка 1 - начало движения (неспешное фланирование по окрестностям, макс. скорость не поднималась больше 50 км/ч, включен ближний и противотуманки)
- отметка 2 - автоматическое выключение РТС при реальной температуре ОЖ 75 град (стрелка оптимистично стоит на 90)...

Конечная мощность РТС перед выключением - всего 510 Вт...
Тоже понятно почему - стоящий перед ним радиатор печки уже сам по себе горячий к этому моменту, соответственно прокачиваемый через тэн воздух уже теплый - РТС постепенно увеличивает свое сопротивление и теряет мощность сам по себе.

Тем кто дочитал до конца – спасибо, и сорри за много букффф
Nikonist вне форума   Ответить с цитированием
23 пользователя(ей) сказали cпасибо:
BlackWolf (28.11.2012), Deemaze (28.11.2012), denegka (30.11.2012), DimaS (28.11.2012), eugene88 (28.11.2012), gorgipia (12.12.2012), grant (28.11.2012), izuver (29.11.2012), KNA (28.01.2014), LEX86 (13.12.2012), Martin77 (28.11.2012), Maxiko (06.12.2012), mexkb (28.11.2012), Ms. Di (14.01.2013), pankratoff85 (15.12.2013), PHT (01.12.2012), Proforg (28.11.2012), satoorn (07.12.2012), slim8020 (28.11.2012), TiMSI (28.11.2012), unick (28.11.2012), Дайотвертку (21.08.2013), Шкипер (28.11.2012)